О Кора -Чобане

Д.Н. КАРА ЧОБАН

Родился 27 мая 1933 г. в семье крестьянина-бедняка в селе Бешалма Комратского района Молдавской ССР. Детство Дмитрия прошло в трудные годы румынско-боярской оккупации. Жалкий клочок земли, маленькая хатка с подслеповатыми оконцами да облезлый ишак в качестве тяговой силы — вот и все богатство семьи Карачобанов”. В то время он окончил 3 класса. При Советской власти стал учиться дальше. I книгу, которую прочитал на русском языке — “Станционный смотритель”.

В 1947 г. в родном селе окончил 6 классов, а в 1948 г. в школе-интернате с. Конгаз — 7 класс.

В 1950-52 годах в г. Харькове работал рабочим строительного участка № 2, а затем и рабочим льдопункта на станции Харьков-Сортировочная. Там же в 1951-52 учебном году окончил 8-й класс вечерней школы рабочей молодежи. В 1952-55 годах служил в рядах Советской Армии рядовым солдатом, вычислителем батарей артиллерийской части. С дальнего Востока привез отцу скрипку, т.к. отец свою продал из-за нужды еще давно.  В армии сам научился играть на ней и начал понемногу рисовать.

После армии поехал в Кишинев, не доехав до дому, сдал экзамены в Республиканское художественное  училище им. И.Е. Репина на живописное отделение, проучился там 1,5 года — в 1955-57 гг. — бросил.

“Стал ловить себя на мысли, что откладываю кисть и лезу в карман за записной книжкой. Составил расписание, сколько страниц каждый день  нужно читать, чтобы пройти программу “9”, “10” классов и стал заниматься.”- Говорил Д.Н. Карачобан. Летом 1957 г. в Комратской школе №3 экстерном сдал экзамены за 9-й и 10-й классы . Всю дорогу с Комрата до Бешалмы шел пешком и читал: “Ат-те-стат зре-ло-сти”. Потом  поступил в Кагульское педагогическое училище — бросил через год.

В 1958-64 учился на заочное отделение Литературного института им. А.М. Горького в г. Москве  и работал в Бешалминской с. школе единоличным преподавателем младших классов,  преподавателем рисования, черчения, гагаузского языка.

Он писал стихи, занимался скульптурой. В мае 1962 г.  в Чадыр-Лунге открылась персональная выставка скульптур Карачобана, в которой было представлено 35 работ. Продлилась выставка 1,5 месяца. Несмотря на то, что его творчество многопланово, оно цельно, взаимосвязано. Одни и те же образы он стремится воплотить в стихах, в скульптуре, в картине. Мы привыкли видеть мольбу во взоре, слышать ее в словах. Но мольба, заключенная в линии сомкнутых век — волнующая и безмолвная, тихая и трепетная, как поколение, как сама жизнь. Многие из этих работ автор разбил собственноручно “я испытываю радость от того, что сознаю, насколько это несовершенно, насколько следующий этап работы должен быть плодотворнее”.

Первый сборник стихов “Илк Лаф” вышел в 1963 г. — это и была дипломная работа студента, которого “в шутку сокурсники называли “классиком”, а классиком студенты называли каждого, кто привел их в восторг парой хорошо зарифмованных строк. Но все оказалось серьезнее… Д.Карачобан был действительно автором стихотворений, включенных в учебники и школьные программы… Великое дело — способность удивляться. Тем удивительнее и неожиданнее раскрылся этот сельский учитель на последних курсах института. Оказалось, что Карачобан уже несколько лет гонорары и большую часть заработка тратит на кинопленку, химикаты, запчасти к киноаппарату, на многое другое, без чего немыслимо кинолюбительство, что он и оператор, и монтажер, и ведущий актер, и, наконец, I директор студии “Бешалма-фильм”, выпустившей с десяток художественных картин, в которых показывал пустынные степи вокруг гагаузских сел, одинокие акации, беленькие хатки, пыльные, широкие большаки,  все это представлено так, как не могли показать опытные и профессиональные кинохроникеры.

Нельзя было не залюбоваться, как этот низкорослый, замкнутый студент загорался, когда рассказывал о новых планах и новых замыслах, как он был преисполнен вдохновенной любви к землякам . готов был им служить денно и нощно…”(А.Дементьев. “Расти, акация” Ж. “Москва” №2-66г.)

Он явился еще и режиссером, автором более двух десятков короткометражных фильмов, “орошенных светлым дождем национального колорита, присущего малой народности — гагаузам. Смотрятся фильмы на одном дыхании, так важно зрителям происходящее на экране. Им присуща эстетическая выразительность и политическая острота. Всем хорошо известен его фильм “Пара постолов”. Карачобан сам играл роль бедного гагауза, отбывавшего вместо богатея службу в румынской армии за пару постолов н несет большую  политическую нагрузку.”  — Так писала Т. Попова в статье “Зову — отзовись” в марта 1981 г. —

В 1965-66  годах работал заведующим библиотекой в с. Бешалма.

Дмитрий Николаевич играл сам на скрипке, а потом организовал оркестр народных инструментов из молодых колхозников, который по вечерам играл в клубе. Вскоре по селу расклеивали объявления, что воскресное хоро состоится возле клуба, а играть на нем будет не цыганский оркестр, а колхозные музыканты  бесплатно. Хотел добиться того, чтобы каждый человек в селе читал. И вот Дмитрий стал разносить по домам книги, рассказывать колхозникам о чем в них пишут, читать им вслух. Медленно, но неустанно рос круг читателей и почитателей книги. Стали устраиваться читательские конференции — сперва в библиотеке а потом и в клубе.

Проводил в селе радиопередачи, в которых звучали инсценировки, фельетоны, сатирические куплеты частушки. Их с интересом слушали жители с. Бешалма.

11 октября 1965 г. Дмитрий Николаевич вступил в Союз Писателей СССР. В октябре 1965 г. участвовал с докладом на III съезде писателей Молдовы, который состоялся в г. Кишиневе в здании Молдавского музыкально-драматического театра им. А.С. Пушкина. Он говорил о первых шагах гагаузской литературы, о том, как велика тяга гагаузов к книге на родном языке. Посетовал на то, что тиражи книг на гагаузском языке в большинстве случаев очень малы. Предложил издательству “Картя Молдовеняскэ” учитывать реальные запросы читателей.

Д. Кара-Чобан рылся в архивах, неделями просиживал в читальных залах, книгохранилищах Москвы, Ленинграда, ездил по окрестным селам, собирал документы, вещи, переписывался с историками, этнографами, краеведами.

В 1966-69 годах работал заведующим Историко-этнографического музея с. Бешалма, а в 1969-72г. — научным сотрудником.”

В марте 1967 г. состоялся республиканский фестиваль любительских фильмов и среди обладателей диплома II степени была и работа Дмитрия Николаевича — серия киноновелл о вчерашнем и сегодняшнем дне Бешалмы.вВ конце июня 1967 г. открылся памятник воину-освободителю у с. Бешалма, автором которого являлся тот же Д. Кара Чобан.

В октябре 1967 г. в Москве в павильоне Центрального парка культуры и отдыха проходил всесоюзный семинар самодеятельных художников и методистов народного творчества по изобразительному и декоративно-прикладному  искусству. В выставке, посвященной 50-летию Советской власти принимали участие 3 представителя из Молдавии одним из которых был Д. Кара Чобан. Он представлял 2 картины, одна из которых называлась “Портрет колхозницы-гагаузки”.  Картины были отобраны с республиканской выставки изобразительного и прикладного искусства самодеятельных художников и народных умельцев Молдавии.

С 1 июля 1972 г. работал директором  музея.

При жизни Дмитрий Николаевич  опубликовал 10 сборников стихотворений и прозы.

1. “Илк лаф” — (стихи), 1963г.;

2. “Алчак  сачак алтында, — (проза), 1966 г.;

  1. 3.  “Байылмак” — (стихи), 1969 г.;
  2. 4.  “Йаныклык” — (стихи), 1968 г.;
  3. 5.  “Персенгелäр” — (стихи), 1970 г.;
  4. 6.  “Призвание сердца” — (стихи на русском языке), 1970 г.;
  5. 7.  “ Таманнык” — (проза), 1977 г.;
  6. 8.  “Зеленое пламя” — (стихи на русском языке), 1972 г.;
  7. 9.  “Стихлäр” — 1984 г.;

10. “Проза” — 1986 г.;

11. “Азбука открытий” — (стихи на русском языке), 1989 г.;

12. “Нюанслар” — (пьесы), 1997 г..

В 1984 г. вышел сборник “Стихлар”, о котором в завещании автора было написано: “При возможном переиздании моих сочинений прошу учесть, что в моей книге “Стихлар” — вся моя поэзия, написанная до издания этой книги”.

В 1986 г. вышел сборник “Проза”, о котором было написано: “В моей книге “Проза” — вся моя проза”.

“Большую часть этих текстов и ныне считаю незрелой и совершенно недостойной называться художественной литературой. Поэтому я убедительно и страстно прошу моих издателей в будущем переиздавать мои только переработанные тексты, которые включил в свои сборники “Стихлар” и “Аннатмаклар”.

В июне 1997 г. увидел свет сборник “Нюанслар”, в оформлении сына — Афанасия, подготовленный к изданию еще самим автором, в который вошли 29  одноактных пьес на гагаузском языке и несколько стихотворений, не изданных ранее.

В музее работал до 1982 г. До последнего дня своей удивительно плодотворной жизни, до рокового

8 октября 1986 г., он не выпускал из рук ручку, очень много работал. Но задуманный роман о истории гагаузов на гагаузском языке ему не суждено было написать, хотя и получил официальный доступ в архив МССР. И это не единственная не сбывшаяся мечта этого великого человека…

22 апреля 1988 г. решением Исполкома Бешалминского с. Совета историко-этнографическому музею

с. Бешалма присвоено имя Д. Кара Чобана и улица, на которой проживал поэт с 1962 г., названа улицей Д. Кара Чобана.

Постановлением Главы Гагаузии Г. Табунщика № 9-5 от 22 августа 1996 г. дому № 15 по ул. Д. Кара Чобана в с. Бешалма предан статус Дома-музея.

В постановлении “Об увековечении памяти и признания особых заслуг национальных героев, деятелей науки и культуры” от 10 января 1997 г. Народное Собрание Гагаузии  постановило “Принять предложение комиссии Народного Собрания по социальным вопросам и установить на мемориальной аллее Славы “Гагаузиянын анылмыш ватандашлары” мемориальные плиты с барельефами 15 деятелям, среди которых и имя Д.Н. Кара Чобана как народного писателя.

Комратский теоретический лицей №1 с 27 ноября 1998 г. постановлением Народного собрания носит

имя Д. Кара Чобана.

Каждый год 27 мая, в день рождения Д. Кара Чобана, у музея собираются почитатели его таланта. Сюда приезжают люди, которые его помнят, чтобы рассказать, люди, которые не знают, чтобы послушать, почтить память минутой молчания у могилы. Этот день было решено считать днем гагаузской поэзии. В этот день звучат стихи и песни, радуют присутствующих зажигательные танцы, царит атмосфера веселья, радости.

Оставьте комментарий